saucejo: (el tacto)
[personal profile] saucejo
Имя композитора Александра Маноцкова, думаю, известно большому числу читателей этого журнала.
Диапазон творческих интересов  А.М. достаточно широк и охватывает собой как церковную музыку, так и авангард, и рок-музыку.
Потому кажется как неожиданным, так и закономерным творческий интерес А.М. к  фолии.

В одном из недавних интервью А.М. так отозвался об одном из своих произведений, в основу которого легла украинская колядка с фолийной темой "Не плачь, Рахиле":

"Если говорить о сочинении из последнего концерта, под которым подписываюсь я сегодняшний, это «Фолия», написанная на одну из самых известных тем в истории музыки. «Необарокко» в данном случае – это только обманный фасад. Главным ее содержанием является не «красивость», а то, что происходит с мелодией: вторжение временного тонального принципа в принцип звуковысотный. Там есть эпизод, в котором звучит многослойный пропорциональный канон, – все играют одну и ту же тему фолии в разных временных увеличениях и уменьшениях в точном соответствии с тем, на какой высоте она проходит. То есть ритмическая модуляция приводит к звуковысотной естественным путем, ну как если бы скорость пленки увеличили в магнитофоне. Или гармоническая последовательность, как бы с постоянными модуляциями, но, на самом деле, неизменная: звуковой процесс, который происходит «внутри музыки», «не знает», что он модулирует в связи с изменениями времени. Как и мы, находясь внутри времени, не осознаем, с какой скоростью оно течет".

И хотя "Фолия" для струнных в полной версии пока не выложена в сеть, с изложением вечной темы в интерпретации А.М. можно познакомиться в его другой композиции, созданной на стихотворение Александра Введенского "Когда я вырасту большой".
По сути, этот оригинальный эксперимент уникален уже тем, что в нем впервые встречаются фолия и поэзия обэриутов.
Кроме того, одно из известнейших произведений Александра Введенского в сочетании с вечным тетрахордом и неповторимой интонацией в исполнении композитора приобретает особый смысл, где встречаются тема странствия и внутренней свободы как сознательного выбора и, одновременно, состояния бесприютности, что, само по себе, присуще природе фолии и является одной из ее многочисленных граней.

Особую признательность за знакомство с творчеством Александра Маноцкова и его фолиями автор этих строк выражает прекрасной [livejournal.com profile] annesol .

Александр Маноцков. "Когда я вырасту большой"



Исп. Александр Маноцков и "Courage Quartet"


Когда я вырасту большой,

Я снаряжу челнок,
Возьму с собой бутыль с водой
И сухарей мешок.

Потом от пристани веслом
Я ловко оттолкнусь,
Плыви, челнок! Прощай, мой дом!
Не скоро я вернусь.

Сначала лес увижу я,
А там, за лесом тем,
Пойдут места, которых я
И не видал совсем.

Деревни, рощи, города,
Цветущие сады,
Взбегающие поезда
На крепкие мосты.

И люди станут мне кричать:
«Счастливый путь, моряк!»
И ночь мне будет освещать
Мигающий маяк.
                                Александр Введенский (1904-1941)
 

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

saucejo: (Default)
saucejo

January 2017

S M T W T F S
1 2 3 4 56 7
891011 121314
15161718192021
22 232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 24th, 2017 08:36 am
Powered by Dreamwidth Studios